FAQ

Что означает слово «йога»
Слово йога пришло к нам из древнего санскрита, языка традиционной религиозной элиты Индии — браминов. Йога означает «союз» или «объединение», поэтому систему йоги еще называют соединяющей или объединяющей дисциплиной.

Какова цель йоги?
Цель йоги — единство на различных уровнях, но первоочередная задача — единство тела и сознания.

ЯМЫ

Это этические нормы, определяющие, как должно жить, чтобы интегрироваться в окру­жающий мир, пребывать в состоянии покоя и гармонии с ним. Ямы обращают внимание на пять норм бытия.

Ахимса— принцип ненасилия, исключающий убийства (сродни библейскому «не убий»).

Все войны на земле, согласно этому положению, происходят из-за того, что кто-то счита­ет себя непогрешимым и присваивает себе право судить других. Ахимса учит относиться ко всему с позиций любви, а не страха или гнева, которые ведут к непониманию и насилию, как на личном, так и на других уровнях.

Сатия— учит жить и судить по справедливости.

Когда мы с уважением относимся к истине, почитаем правду, это позволяет нам жить вме­сте в согласии, никого не смущая, быть более открытыми, лучше понимать друг друга.

Астея— принцип, который подобен библейскому «не укради».

Астея учит людей быть благодарными и честными по отношению друг к другу, призывает относиться с любовью и уважением ко всему сущему.

Брахмачарияозначает «непорочность».

Ее смысл — разумно относиться к сексуальной энергии, не расходовать ее бездумно, напра­влять и на другие аспекты жизни. Это не означает целибатства (полного отказа от сексуаль­ных отношений). Сознательно переводя свою сексуальную энергию в созидательное рус­ло, мы имеем возможность приобщиться к бесконечному источнику внутренней силы и с ее помощью стать более здоровыми, намного эффективнее использовать заложенный в нас от рождения потенциал.

Апаригхара— буквально «ненакопление».

Предполагается, что каждый человек должен вести простую жизнь, без излишеств. Обычно чрезмерное потребление приводит к разочарованиям, когда же мы довольству­емся только тем, что нам необходимо, тем самым можем получать удовольствие от самых простых вещей и не привязываться к материальным благам.

НИЯМЫ

Эти этические нормы касаются каждого человека лично, определяют его индивидуаль­ность, побуждают вести здоровый образ жизни, совершенствуя ум, дух и тело. Известны пять ниям:

  • Саучабуквально означает поддержание чистоты тела и окружающей среды. Это касается диеты, привычек, подразумевает праведность помыслов, самодисциплину и проницательность.
  • Сантоса— внутренняя удовлетворенность. Имеется в виду, что человек должен довольствоваться тем, что у него есть. Внутренняя удовлетворенность предполагает душевный покой, согласие с жизнью такой, как она есть, жизнь без суеты. Сантоса провозглашает принцип внутренней гармонии, гармонии со своим вторым «я».
  • Тапас— практика сознательных усилий и внутренняя дисциплина, цель которых — жизне­стойкость, сила воли и мудрость. Простой пример следования этой нияме — ежедневная практика йоги, которая укрепляет не только ум, но и союз тела, ума и духа.
  • Свадхияна— постоянное обучение, непрерывное развитие. Эта нияма побуждает нас постоянно учиться чему-то новому, чтобы обеспечить лич­ный рост. Изучение самого себя, наблюдение за своими поступками и поступками других также способствуют духовному совершенствованию. Свадхияна помогает быть наблюдательными и измениться, чтобы стать свободными.
  • Исвара пранидхара— преданность, связь с божественной частью своего «я», с универ­сальной душой Бога. Исвара пранидхара учит быть покорными и открытыми, погружает в состояние покоя, где мы ощущаем себя невинными.

АСАНЫ

Буквальный перевод слова «асана» с санскрита — «осознанно держать позу». Это отно­сится ко всем известным ныне асанам, в том числе тем, которые представлены в этой книге. Изначально все позы были разработаны как средство для того, чтобы улучшить физическую форму и поддержать здоровье, но при этом каждая оказывает несомненное положительное воздействие также на ум и душу человека. Это влияние уникально, оно способствует достижению равновесия и благополучия.

ПРАНАЯМА

Пранаяма учит дыхательным техникам, которые позволяют увеличить поступление кис­лорода в организм. Одновременно тело насыщается праной, всеобъемлющей жизненной энергией, существующей повсюду вокруг нас, мы вдыхаем ее вместе с воздухом.

Пратиахара

Это практика, которая учит отрешению от всего сущего, требует вовлечения в занятия йогой всех органов чувств. Закрывая глаза, мы должны согласно требованиям пратиахары также «выключить» все звуки и сконцентрировать внимание на том, что происхо­дит внутри нас. Пратиахара позволяет выработать способность совершать путешест­вие к самим себе, культивировать связь с самим собой, в результате чего мы погружаемся в состояние полного покоя и начинаем понимать, что значит любить самих себя.

Дхарана

Дхарана неотъемлема от практики пратиахары, она помогает научиться концентрировать внимание на том, что мы делаем в данный момент, видеть только то, что имеет к этому отношение, помогает успокоить скачки, суетность сознания, указывает путь к душевному покою.

Дхияна

Дхияна неотъемлема от дхараны (медитации), когда мы вырабатываем способность отре­шиться от всего происходящего вокруг, ни на чем конкретном не сосредоточиваясь, по­гружаемся в состояние полной умиротворенности, когда ни одна мысль не тревожит соз­нание, не уводит за собой, когда вокруг нет ничего, кроме тишины и безмятежности.

Самадхи

Это состояние полной, абсолютной личной свободы, когда душа воссоединяется с универ­сальной душой самого Бога. Эта практика позволяет обрести гармонию, жить в согласии с самими собой такими, какие мы есть.

продолжение следует….