Главная→ Йога

Техника дыхания

Воскресенье, 16 мая 2010

Техника дыхания по системе йогов

Йоги различают три вида дыхания: нижнее /брюшное или диафрагмальное/, среднее /реберное/ и верхнее /ключичное/. Полное дыхание — это их комбинация. Полное дыхание начинается с брюшного и заканчивается ключичным.

Техника дыхания по системе йогов

Вот основные правила полного дыхания йогов:

  1. дышать всегда надо через нос;
  2. перед вдохом сделать, по возможности, полный выдох;
  3. надо концентрировать внимание на дыхании;
  4. надо предварительно «разработать» дыхательные мышцы.


Техника брюшного дыхания. Сесть, выпрямившись на пол скрестив ноги. Прежде чем сделать вдох, следует выдохнуть воздух из легких, при этом живот вбирается внутрь /диафрагма поднимается вверх/. Затем необходимо медленно вдохнуть воздух через нос, выпятить живот /диафрагма опускается,/ не двигая грудной клеткой и руками. Нижняя часть легких наполняется воздухом. Когда мы снова выдыхаем воздух, живот уходит глубоко внутрь, а диафрагма поднимается, при этом воздух выдыхается из нижних долей легких.

Техника реберного дыхания. Сесть, выпрямившись, мысль направлена на ребра обеих сторон грудной клетки, диафрагма неподвижна, не допускать выпячивания живота, делать вдох через нос, ребра при этом опускаются, расширяя грудную клетку. При этом воздух заполняет среднюю часть легких, тогда как плечи и живот остаются относительно неподвижными. Положить ладони на обе стороны грудной клетки и следить за её опусканием и расширением.

Техника ключичного дыхания. Сесть, выпрямившись, мысль направлена к ключицам и плечам. После выдоха сделать медленный вдох через нос, поднимая ключицы и плечи, заполняя воздухом верхнюю часть легких. При выдохе плечи медленно опускаются вниз.

Техника полного дыхания. Различают 4 фазы:

  1. выдох;
  2. надувание живота, медленное опускание диафрагмы, создавая возможность для поступления воздуха в нижние отделы легких;
  3. расширение грудной клетки;
  4. поднимание ключиц и плеч.

В процессе вдоха воздух должен поступать медленно, непрерывной, постоянной струей. Не должно быть шума.

Выдох совершается в последовательности вдоха: втягивая живот, выдыхаем воздух из нижней части легких, опуская ребра — из средней части, опуская ключицы — из нижней. Все необходимо де­лать медленно без перерывов и усилий. В конце выдоха надо сильно втянуть живот внутрь, затем снова вдох.

Ритмическое дыхание. Этот дыхательный процесс содержит три основные фазы: вдох, задержка и выдох.

Прежде чем освоить ритмическое дыхание в целом, необходимо усвоить технику каждой фазы.

Вдох — фаза «абсорбирования». Во время вдоха /через обе ноздри/, осуществляемого медленно равномерно и полно, следует концентрировать внимание на прохождении воздуха через ноздри. При этом надо представлять себе, что вы вдыхаете прану.

Задержка дыхания после вдоха — фаза «аккумулирования». Для этого необходимо в конце медленного вдоха задержать дыхание, сопровождая задерживание праны на уровне носа и осуществляя при этом прием «Джаляндхару Бандху» /подбородок прижать к яремной ямке, внимание направить на область желудка и устремить взгляд в том же направлении/. В процессе задержки при наполнении легких упражняющийся должен представлять себе, что он способен послать волевой импульс в направлении этого участка. Если это не удается, нужно упорно продолжать посылку импульса до получения положительного результата.

Задержка дыхания обязательно должна сопровождаться выполне­нием приема Муля Бандха /сокращение сфинктера заднего прохода/. Сознание должно оставаться сосредоточенным в данной области, и упражняющийся должен представлять,что он «аккумулировал» энергию.

Когда задержка становится мучительной, переходят к выдоху. Выдох — фаза «распределения». В процессе её, исполнитель должен усилием воли направить поток праны по всему организму, или в какой-либо его участок. Выдох должен быть медленным, контролируемым и полным. Для этого задержка дыхания не должна быть особенно продолжительной. Медленный выдох служит защитным барьером от чрезмерной задержки.

Овладению ритмическим дыханием имеет большое значение потому, что никакое другое средство не может сравниться с ним по эффективности в борьбе со стрессами, поджидающими нас в жизни, считают йоги.